PR-рынок России PR-рынок России
PR-рынок России

НОВОСТИ

PR за 9 месяцев

Ассоциация компаний-консультантов в области связей с общественностью (АКОС) представляет скорректированный прогноз развития индустрии PR в 2009 году. За первые девять месяцев объем PR рынка в России сократился на 24% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года, что на 4% лучше, чем ожидалось, прогнозы на весь 2009 год скорректированы в положительную сторону.

Эти данные основаны на экспертной оценке руководителей агентств-членов АКОС и данных опроса, проведенного в рамках конференции The Baltic PR Weekend (суммарно около 100 экспертов и специалистов отрасли связей с общественностью).

«Российский рынок PR, безусловно, не мог избежать влияния экономического кризиса и замедлил свое развитие, которое на протяжении последних нескольких лет было весьма динамичным, — говорит Елена Фадеева, Председатель АКОС, Генеральный директор Fleishman-Hillard Vanguard. — В октябре-декабре 2009 года ожидается продолжение роста рынка, который стал заметен в сентябре. Поэтому падение рынка за весь 2009 год предположительно составит 20% по сравнению с 2008 г. и будет, таким образом, менее существенным, чем прогнозировалось ранее (28%)».

Для отдельных видов PR наблюдается различная динамика в этом году. Так, падение в сфере PR B2C в первые девять месяцев года составило 24%, а в сфере PR В2В — 30%. Корпоративные коммуникации упали на 22%, финансовые — на 35%. Менее резкое сокращение бюджетов наблюдается в сфере внешних связей (-21%), кризисных (-17%) и внутренних коммуникаций (-20%).

Согласно исследованию, проведенному по заказу АКОС в начале 2009 года, объем рынка PR в России в 2008 году составил $2,5 млрд. При этом в 2009 году прогнозировалось 28% падение рынка, который, таким образом, должен был составить $1.8 млрд. Это означает, что в 2009 году по последним данным объем PR рынка составит $2 млрд.

Суммарное сокращение бюджетов на PR в 2009 году оказалось менее заметным и по сравнению с ситуацией, наблюдающейся на смежных рынках, таких как рекламные и маркетинговые услуги. По данным Ассоциации коммуникационных агентств России, суммарный объем рекламы в России по результатам января-сентября 2009 года сократился на 30% по сравнению с 2008 годом. Российская ассоциация маркетинговых услуг оценила падение российского рынка маркетинговых услуг по итогам первых девяти месяцев 2009 года также в 30%.

Меньшее падение рынка PR объясняется несколькими тенденциями, наблюдающимися не только в России, но и во всем мире. Среди них — некоторое перераспределение маркетинговых бюджетов в пользу PR в категории B2C-коммуникаций, рост роли кризисных коммуникаций и внешних связей, усиление корпоративных коммуникаций, в том числе корпоративной социальной ответственности (CSR), а также продолжающееся развитие цифрового PR.

Эксперты АКОС также отмечают различия в динамике развития бюджетов на PR в зависимости от вида PR или отрасли экономики, к которой относится компания. Так, PR-бюджеты фармацевтических и IT-компаний на протяжении 2009 года остались стабильными или даже растут. Во многих случаях позитивная динамика наблюдается и в сфере Governmental Relations (GR).

«Полученные нами новые данные еще раз наглядно демонстрируют, что PR как коммуникационная дисциплина является одним из наиболее эффективных инструментов, причем его эффективность очень высока и в кризис, когда рекламные инструменты работают хуже. Поэтому, несмотря на кризис, российский рынок связей с общественностью продолжает успешно развиваться», — отметила Елена Фадеева.

Примечания

* Объем рынка PR — совокупные бюджеты компаний на PR в России.

** Виды PR услуг — классификация The Paul Holmes Report, применяемая при составлении рейтингов.

pr-files.

(10.11.2009)

ЖУРНАЛ

ИНТЕРВЬЮ

Глава SPN Communications о кризисе в PR и молодых специалистах

Что происходит с PR-отраслью в сложной экономической ситуации, как меняется индустрия и кто выигрывает в период сокращения коммуникационных бюджетов?

На вопросы PR-files отвечает Михаил Умаров, генеральный директор агентства Comunica.

Руководитель направления «PR и Продвижение» Фонда «Форум инноваций» в интервью PR-files об опыте и особенностях коммуникационной кампании Московского международного форума «Открытые инновации»

ПУБЛИКАЦИИ

Почти половина пиарщиков уверены, что их основная задача — обеспечение продаж. А главной трудностью в своей работе они назвали подготовку текстов

Как выглядят и какими должны быть профессиональные объединения PR-специалистов в России

Ассоциация Коммуникационных Агентств России провела новое исследование заработных плат в рекламной индустрии