PR-рынок России PR-рынок России
PR-рынок России

НОВОСТИ

Пациент скорее жив

Отчет Ассоциации компаний-консультантов в области связей с общественностью: PR пострадал от кризиса существенно меньше, чем предполагалось. Объем рынка PR в России в 2009 году составил $1,99 млрд. В 2010 году ожидается рост на 12%.

Ассоциация компаний-консультантов в области связей с общественностью (АКОС) представляет отчет о финансовых показателях индустрии PR в России за 2009 год и прогноз на 2010 год.

В прошлом году темпы роста индустрии приняли отрицательное значение:

Динамика объемов рынка:
2007 год — $1,75 млрд
2008 год — $2,5 млрд / +43%
2009 год (прогноз АКОС на начло года) $1,8 млрд / −28%
2009 год — $1,99 млрд / — 20,5%

В начале 2009 года АКОС прогнозировала годовое сокращение рынка на 28% до $1,8 млрд. Однако фактическое снижение объема по результатам 2009 года оказалось на 26,8% меньше, чем ожидалось и составило 20,5% от 2008 года. Суммарный объем российского рынка PR в прошедшем году составил $1,99 млрд.

Как говорится в отчете АКОС, наиболее востребованными оказались такие виды коммуникаций, как кризисные коммуникации, внешние связи, маркетинговые коммуникации, направленные на потребителя, и корпоративные коммуникации. Бюджеты в этих сферах претерпели наименьшее сокращение: на 12%, 15%, 17% и 18% соответственно. В кризис компании уделяли особое внимание использованию инструментов PR как наиболее результативных для решения таких задач, как построение позитивной репутации перед деловым сообществом, коммуникация с органами государственной власти и продвижение товаров и услуг потребителям.

Наибольший спад показали направления финансовых (-35%), B2B (-30%) и внутренних коммуникаций (-25%). Основное падение пришлось на такие секторы экономики, как финансовые услуги, недвижимость, автопромышленность и сектор luxury. Инвестиции в PR фармацевтических, энергетических и IT-компаний в 2009 году оставались стабильными, а в ряде случаев показали рост.

Согласно прогнозам, в 2010 году стабилизируются бюджеты в области B2B маркетинга и внутренних коммуникаций. В случае дальнейшего оживления финансовых рынков предстоит сокращение кризисных коммуникаций и рост финансовых коммуникаций.

Общие тенденции развития PR в России соответствуют трендам, наблюдающимся в Европе: к 2012 году компаниями в Европе также будут наиболее активно использоваться, в первую очередь, корпоративные коммуникации, внешние связи, внутренние коммуникации, а также будет развиваться тема корпоративной социальной ответственности (согласно отчету European Communication Monitor 2009). Мировая тенденция перераспределения маркетинговых бюджетов в сторону увеличения доли PR продолжится в России и в 2010 году, в том числе и за счет роста инвестиций в цифровые коммуникации, где велика роль PR.

«Начало 2009 года ознаменовалось резким сокращением расходов на PR, однако в последнем квартале наблюдался уже небольшой рост, поэтому по итогам года мы вышли на уровень $1,99 миллиарда. Прогноз на 2010 год сдержанно-позитивный: мы ожидаем увеличение объема рынка на 12%, — говорит Елена Фадеева , Председатель АКОС, Генеральный директор Fleishman-Hillard Vanguard. — Среди традиционных видов PR наиболее активно будут развиваться маркетинговые коммуникации, сфера корпоративной социальной ответственности и связи с органами государственной власти, а также коммуникации в области здравоохранения и высоких технологий. Отдельно стоит отметить направление цифровых коммуникаций (digital PR), которое показало значительный прирост в 2009 году (+25%) и будет расти в 2010 году такими же темпами (+25%). Этот вид коммуникаций сегодня становится все более важным инструментом продвижения, в том числе и для управления корпоративной репутацией».

*Объем рынка PR — совокупные бюджеты компаний на PR в России, включая реализацию кампаний как с использованием PR агентств, так и силами PR служб/пресс-служб корпораций. В этом показателе включены все расходы на PR, в том числе на работу PR специалистов и расходы третьих лиц.
**Отчет Ассоциации основан на исследовании, проведенном в январе-марте 2010 г. и оценке экспертного совета АКОС.

(05.05.2010)

ЖУРНАЛ

ИНТЕРВЬЮ

Глава SPN Communications о кризисе в PR и молодых специалистах

Что происходит с PR-отраслью в сложной экономической ситуации, как меняется индустрия и кто выигрывает в период сокращения коммуникационных бюджетов?

На вопросы PR-files отвечает Михаил Умаров, генеральный директор агентства Comunica.

Руководитель направления «PR и Продвижение» Фонда «Форум инноваций» в интервью PR-files об опыте и особенностях коммуникационной кампании Московского международного форума «Открытые инновации»

ПУБЛИКАЦИИ

Почти половина пиарщиков уверены, что их основная задача — обеспечение продаж. А главной трудностью в своей работе они назвали подготовку текстов

Как выглядят и какими должны быть профессиональные объединения PR-специалистов в России

Ассоциация Коммуникационных Агентств России провела новое исследование заработных плат в рекламной индустрии